Ну что ж, долгое межсезонье подходит
к концу, уже в ближайшую пятницу на трассе Альберт-Парк в Мельбурне
взревут моторы болидов Ф1 ознаменуя начало сезона 2005. Что ждет
нас в начинающемся чемпионате? Интересная борьба по всей длине пелетона,
или как в прошлом году скучные покатушки с двумя красными машинами
во главе, лишь изредка расцвеченные борьбой где-то во втором или
третьем эшелоне? Точно сейчас предсказать невозможно. Известно только
одно – технический регламент очень сильно изменился. Резко ограничена
аэродинамическая эффективность болидов, чтобы снизить скорость машин
в поворотах; двигатель должен служить в два раза больше, а именно
два гоночных уик-енда; и на всю гонку и обе квалификации гонщики
будут иметь право использовать только один комплект резины. Заменить
покрышку разрешено только в случае прокола. Формат квалификации
так же изменился – теперь она будет проходить в два этапа, в субботу
и воскресенье, и позиция гонщика на старте будет определяться исходя
из среднего арифметического двух результатов.
Во что все эти изменения выльются для нас – зрителей? Вероятно,
мы увидим меньшее количество дозаправок, чем в прошлом сезоне, в
связи с тем, что невозможно менять шины. Значит будет меньше обгонов
на пит-стопах. Спровоцирует ли это большее количество борьбы на
трассе? Мнения на этот счет сильно разошлись. Кто-то считает, что
из-за изменившейся аэродинамики будет проще «сидеть на хвосте» и
в формулу вернутся обгоны «слип-стримом», другие же считают, что
необходимость беречь покрышки заставит пилотов осторожничать.
Ну а теперь небольшие прогнозы по командам и обзоры произошедших
в них изменений.
Renault. Пилоты – Фернандо Алонсо и Джанкарло
Физикелла. По мнению большинства экспертов считается фаворитом
первого гран-при, как команда лучше всех подготовившаяся к старту
сезона. Быстрое, аэродинамически-эффективное шасси Рено сильно прибавило
в стабильности и настраивоимости по сравнению с несколько нестабильным
прошлогодним. Двигатель, несмотря на вдвое больший ресурс, стал
мощнее и управляемей, что отмечают оба пилота команды. Фернандо
Алонсо уже доказал всем, что он невероятно быстр. Ему не хватало
лишь стабильности, которой его призван научить Джанкарло Физикелла,
пришедший на смену Ярно Трулли.
Джанкарло очень опытный и стабильный гонщик, про него говорят, что
он «гонщик быстрее машины», всегда умеющий выжать из болида и ситуации
на трассе максимум. В Рено по ходу сезона мы, вероятно, увидим увлекательную
дуэль партнеров, поскольку Физико, впервые попав за руль машины
способной бороться за победы, будет невероятно мотивирован, и в
прошлом ему всегда удавалось переиграть патнера по команде. А Фернандо,
обладая большим природным талантом, на данный момент лучше знает
машину, и привык к быстрому болиду, что дает ему на старте сезона
некоторое преимущество. Поэтому я думаю, что в начальной части чемпионата
Фернандо будет впереди, а потом Физико его станет стремительно догонять
и на финише будет впереди по очкам.
McLaren. Пилоты Кими Райконен и Хуан-Пабло Монтойа. Еще одна
«звездная» и примерно равная по силе пара гонщиков. Замена утратившего
былую скорость и мотивацию Дэвида Кулхарда на агрессивного и уже
вполне зрелого и опытного Монтойу должна положительно сказаться
на результатах. Судя по зимним тестам MP4-20 великолепный болид,
на равных соперничающий с Рено, разве что чуть менее подходящий
для Альберт-Парка, но врядли более медленный на других трассах чемпионата.
Вся команда невероятно мотивирована и полна желания доказать всем,
что провал в первой половине прошлого сезона – досадная случайность,
и славное имя Брюса Макларена завоюет еще много побед. Как ни странно,
преимуществом Макларена будет то, что команда закончила прошлый
сезон на 5-м месте. Это позволит использовать на пятничных тренировках
три машины, в то время как Феррари, Бар, Рено и Вильямс могут использовать
только две. В прошлом сезоне такая возможность позволила Бару эффективнее
выбирать покрышки и беречь двигатели основных гонщиков. Теперь такое
преимущество на стороне Макларена и команда его не упустит.
На первых трех гонках за рулем третьего Макларена будет сидеть Педро
Де-Ла-Роса, для которого это последний шанс доказать владельцам
команд, что он достоин гоночного кокпита и он постарается продемонстрировать
все, на что он способен.
Williams. Пилоты Марк Веббер и Ник Хайфельд. Несмотря на традиционно самый сильный мотор БМВ в пелетоне, команда никак не может построить шасси, способное бороться за чемпионство. Новый контракт с БМВ вынудил сэра Фрэнка расстаться со своими высоко оплачиваемыми гонщиками и полностью сменить состав пилотов. На место первого гонщика пригласили стремительно прогрессирующего Марка Веббера, которого уже называют «новым ШуМи». Выбор второго пилота был очень трудным: наряду с тестами по доводке шасси, команда практически всю зиму выбирала из двух кандидатов более достойного, и решение было принято только за полчаса до презентации. Гоночный кокпит получил Ник Хайфельд. А Антонио Пиццонии было предложено продлить контракт тест-пилота. Возможно из-за этого команда не смогла со 100-процентной эффективностью подготовиться к старту сезона и, по словам гонщиков, не сможет претендовать на победы, но они надеются, что приложив все усилия им удастся вырвать из рук конкурентов несколько подиумов. Сэм Майкл и Патрик Хед, технические «отцы» команды, говорят, что они уже практически знают в чем причина отставания и постараются решить проблемы как можно скорее, чтобы к возвращению в Европу Марк и Ник получили болиды, способные бороться за победу.
Bar. Пилоты Дженсон Баттон и Такумо Сато. Стремительный взлет команды в прошлом сезоне, из середнячков на второе место в чемпионате, заставил всех вспомнить богатые чемпионские традиции моторов Хонда. Но не имея опыта работы на уровне топ-команды, Бар по ходу сезона несколько раз ошибалась, да и явное неравенство гоночного класса пилотов играло против нее. Был ли этот взлет случайным или Бар прочно закрепится среди топ-команд сейчас предсказать не возьмусь. На тестах команда не блистала на фоне возросших результатов Рено и Макларен, но и не проигрывала явно. Для Дженсона Баттона настали трудные времена, неудачная попытка перехода в Вильямс серьезно подпортила его репутацию, и хватит ли у него сил так же ярко выступать за команду из которой он хочет уйти – непонятно. С другой стороны, если результаты не будут блистать, – сэр Фрэнк может и передумать. Такумо же с другой стороны по ходу прошлого сезона избавился от имиджа пилота-камикадзе и все больше набирает стабильности, ничуть не уступая Дженсону в чистой скорости. Так что в Баре мы так же можем увидеть увлекательную дуэль партнеров.
Ferrari. Пилоты Михаэль Шумахер и Рубенс Барикелло. Феррари начинает сезон на модернизированой машине прошлого года, и по началу сезона, вероятно, мы не увидим такого преимущества как в 2004-м году. Однако Феррари никогда нельзя сбрасывать со счетов. Благодаря своим огромным ресурсам и четкой, слаженной работе всей команды она всегда добивается максимальной эффективности. Возможно, старая машина и не сможет бороться за победы, тогда у соперников есть шанс создать по началу сезона некоторый отрыв и попытаться сохранить его по ходу сезона. Правда у Феррари есть такой мощный аргумент как Михаэль Шумахер, который способен привести на первое место даже не самый совершенный болид. Рубенс Барикелло так же способен составить прекрасную конкуренцию, так как всегда славился «бережливостью» к шинам, что в свете новых правил становится очень важным.
Toyota. Пилоты Ральф Шумахер и Ярно Трулли.
Пригласив двух пилотов, способных выигрывать гонки и одного из самых
талантливых конструкторов современной формулы – Майка Гаскойна,
руководство Тойоты кажется наконец-то научилось тратить деньги.
Новый болид, уже полностью сконструированный под руководством Майка,
и традиционно хороший двигатель скорее всего позволят команде наконец
вырваться из хвоста пелетона.
Тойота провела одну из самых больших предсезонных тестовых программ,
пилоты хорошо отзываются о машине, но предупреждают, что не надо
ждать чуда, и они не смогут бороться за победы в предстоящем сезоне,
но надеются регулярно бороться за очки и попробуют пару раз приехать
на подиум. Ярно Трулли похоже лучше справляется с новой Тойотой,
но надо заметить, что он несколько дольше водит эту машину, чем
Ральф (Ярно участвовал в последних гонках прошлого сезона уже за
рулем Тойоты) и Ральф возможно сумеет приспособиться к машине не
хуже Ярно.
Тойота будет использовать третью машину на пятничных тренировках.
Пилотировать третий болид по ходу пятничных тренировок скорее всего
будет Рикардо Зонта. Так же в ресурсе команды остается Оливье Панис,
известный своими способностями по доводке болида и работе с инженерами.
Sauber. Пилоты Жак Вильнев и Фелиппе Масса. Команда Петера
Заубера давно уже заработала репутацию «Лучшей частной команды»
умудряясь бить на трассе не только «частников», но и некоторые команды
обладающие поддержкой автопроизводителей. Долгое время Заубер считали
чуть ли не дочерним предприятием Феррари, поскольку команда использовала
двигатели из Маранелло, а иногда и коробку передач, и возможно другие
части. Однако начиная с этого сезона конюшня уходит от этого имиджа
для начала сменив поставшика резины (в этом сезоне Зауберы обуты
в резину Мишлен), а недавно Петер Заубер договорился с БМВ о поставке
двиигателей на сезон 2006. Правда непонятно с чем это связано: с
желанием самого Заубера уйти от опеки «Красных» или с тем, что двигатели
Феррари перекупила новая команда чемпионата Мидленд.
Что касательно пилотов – то неизвестно чем обернется замена талантливого
Джанкарло Физикеллы, ушедшего в Рено, на экс-чемпиона мира – Жака
Вильнева. Вильнев практически весь сезон провел вне формулы, и возвращение
его в трех последних гонках за рулем Рено произвело довольно тягостное
впечатление. Жак явно был не готов к возросшим нагрузкам и скоростям.
Однако в межсезонье он активно тренировался, и в сложных условиях
нового чемпионата его богатый опыт может быть серьезным козырем.
Фелиппе Масса так же уже далеко не «зеленый новичок». Год тестовой
работы в Феррари и год напряженной учебы у Джанкарло очень положительно
сказался на его стиле. К его природной скорости и агрессивности
добавилось и умение доезжать до финиша в сложных ситуациях, и опыт
работы с инженерами по настроке болида. Фелиппе пока явно лучше
Жака справляется со своим болидом и после проигрыша командной дуэли
Физикелле полон желания доказать, что он способен переигрывать даже
чемпионов мира.
Несмотря на то, что Заубер имеет право использовать третью машину
на пятничных тренировках, скорее всего команда не будет этого делать,
поскольку на обслуживание 3-х болидов у нее просто нет нужных ресурсов.
Red Bull. Пилоты Девид Кулхард, Кристиан Клиен, Виттатонио Льюцци. Уход Форда из Формулы 1 несмотря на опасения многих был не началом конца, а наоборот открыл путь в чемпионат новым людям. Команда Ягуар была куплена компанией Ред Булл, известной своей программой поддержки молодых пилотов. Глава компании Дитрих Матешиц давно стремился попасть в самый престижный чемпионат, и вот теперь его мечта сбылась. Ягуар за время своей жизни не блистал результатами, и новое руководство сразу круто взялось за перестройку команды. На роль первого пилота был приглашен Дэвид Кулхард в расчете на то, что его опыт поможет в развитии болида. Поставщик моторов Косуорт несмотря на нестабильность обстановки сумел построить быстрый и надежный мотор. Необычно команда поступила со своим вторым кокпитом. Два гонщика – Кристиан Клиен, выступавший за Ягуар в прошлом сезоне, и Виттатонио Льюцци, новичок формулы, но отлично показавший себя в младших сериях, и практически не уступавший Клиену на зимних тестах, получили совершенно одинаковые контракты. В них указано, что гонщик может быть как боевым пилотом команды, так и тест-пилотом, и по ходу сезона возможна смена ролей. В первых трех гонках сезона второй болид Ред Булл выведет на старт Кристиан, а Тонио будет работать только на пятничных тренировках. Но в последующих гонках они могут поменяться местами.
Jordan. Пилоты Тьягро Монтейро и Нараин Картикеян.
Для Джордан сезон 2005 является переходным. Фактически команда уже
принадлежит концерну Мидленд, и в следующем сезоне мы уже не увидим
желтых болидов на трассе. Эдди Джордан прощается с нами, и команда
будет представлять не Ирландию, а Россию и Канаду. Как ни жалко
расставаться с самой рок-н-рольной командой формулы, нельзя не привествовать
приход на ее место команды, которая считает своей родиной Россию.
Даже презентация EJ-15 проходила в Москве, на Красной площади.
Что касательно спортивных перспектив в этом сезоне, то они крайне
туманны. Большим плюсом для команды явился новый поставщик моторов
– Тойота. Этот двигатель по праву считается одним из самых сильных
на стартовой решетке. С другой стороны, пилотский состав абсолютно
новый, оба гонщика очень мало времени провели за рулем машины Ф1,
и им придется учиться прямо по ходу чемпионата.
Джордан скорее всего будет использовать третью машину по ходу пятничных
тренировок, вероятнее всего за рулем ее будет Роберт Дорнбос, а
россиянин Роман Русинов и голландец Ники Пасторелли будут работать
над программой развития болида для сезона 2006, строить который
будет компания Даллара на базе двигателя Феррари. Хотя хозяин новой
команды сказал, что не исключает возможности проведения тестов Романа
Русинова за рулем EJ-15.
Minardi. Пилоты Кристиан Альберс и Патрик Фризахер.
Единственной командой, которую мы можем не увидеть на старте сезона,
является Минарди. Дело в том, что команда не успела подготовить
новый болид, соответсвующий правилам сезона 2005 и просила Берни
Экклстоуна разрешить ей участие в гонках на прошлогодней машине
с неизмененной аэродинамикой. Это возможно, если все команды дадут
на это согласие. Единственный кто не ответил пока положительно,
это Феррари. Таким образом, одна итальянская конюшня может запретить
другой выход на старт. Но я надеюсь, что Феррари не станет возражать,
ибо Минарди никоим образом не составляет конкуренцию такой сильной
команде как Феррари.
Однако глава команды Пол Стоддарт заявил, что новое шасси Минарди
способно многих удивить, и он надеется с ним превзойти на трассе
как минимум Джордан. «Мы докажем всем, что Минарди, даже обладая
самым маленьким бюджетом, способна построить тонкое и быстрое шасси,
а новый мотор Косуорт, такой же как у Ред Булл, может вооружить
наше шасси достойным силовым агрегатом».
Оба гонщика команды являются рента-ррайверами. Но несмотря на это
обладают несомненным гоночным талантом и скоростью. Особенно впечатляет
Кристиан Альберс, который практически всеяден. Он показывал отличные
результаты в младших формулах, а два прошлых сезона, не попав в
Ф1, перешел в кузовной чемпионат ДТМ, где сразу же стал одним из
претендентов на титул.